Около пяти тысячелетий от наших дней среди неоглядных песков африканской пустыни египетский фараон IV династии Хафра (греки называли его Хефреном) возвел для себя пирамиду-усыпальницу. А сторожить ее был поставлен каменный лев с головой человека - Большой Сфинкс.
Его взгляд, устремленный в вечность, и полуулыбка десятки столетий мучают человечество своей загадкой. Существуют предания (и не только в Египте), что разрешение его тайны связанно с концом света: "Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит свое существование".
Знаменитый американский ясновидящий Э. Кейс утверждал, что часть жителей легендарной Атлантиды поселилась в Египте, где и хранится история исчезнувшей в водах Атлантики страны. Атланты привезли с собой копии всех государственных документов и спрятали их в специальном "Зале Летописи", который когда-нибудь люди найдут и обнаружат в нем музыкальные инструменты, хоругви, украшения храмов, таблицы, печати, лекарства, льняные ткани и золото. Тогда, возможно будут получены ответы на многие тайны Древнего Египта и мы лучше поймем смысл загадочной фигуры человекольва...
Голова этой самой знаменитой скульптуры древности возвышается на 23,5 метра от скального основания, а длина тела достигает 57 метров. Сфинкс покоится в песках, спрятав между лапами храм Солнца.
Доподлинный вид Сфинкса знали лишь современники, поскольку примерно в течение 1200 лет после сооружения эта гигантская скульптура оставалась захороненной под мощным слоем песка. Только фараон XVIII династии Тутмос IV приказал расчистить, отреставрировать и даже покрасить Сфинкса, превратив его в символ власти и силы Египетского царства.
Прошедшие с тех пор годы не пощадили это величайшее творение человеческих рук. Бесстрастно возвышается оно над выжженным солнцем плато Гиза на окраине нынешнего Каира. Человеколев потерял к настоящему времени свою бороду и нос, левый глаз его стал сильно косить, и вообще левая половина лица наиболее сильно пострадала от непогоды и песчаных бурь.
В усиливающиеся разрушительные процессы существенный вклад внесли подъем грунтовых вод и загрязнение воздуха. Подлинный "сигнал бедствия" в этом отношении прозвучал еще в начале 80-х годов XX века, когда у гигантского изваяния отвалился кусок лапы. Затем от правого плеча Сфинкса отпали два куска камня общим весом 300 килограммов, а шея стала на столько слабой, что огромная голова статуи может тоже вот-вот отвалится. А это уже трагедия далеко не только для Египта...
С давних пор считается, что черты лица Сфинкса носят сходство с самим фараоном Хафрой, который правил, по приблизительным подсчетам, в 2700-2600 годах до нашей эры. Но здесь возникает ряд вопросов: зачем Хафре понадобился Сфинкс с его храмом; действительно ли человеколев был создан при этом фараоне; и, наконец, кому или чему он был посвящен?..
Известно, что во времена фараонов было традиционным еще при жизни возводить пирамиду для будущего своего захоронения, примыкающий к ней погребальный храм, а также "храм долины" где-нибудь пониже - для совершения различных очистительных ритуалов. Но Хафра, если считать, что Сфинкс с храмом возведены по его указанию, добавил к этим обязательным постройкам еще и эти два элемента, которые были совершенно новые и никогда никем больше не повторялись. Какой же смысл имело это добавление? И действительно ли сооружение было возведено при Хафре?
Храм между лапами Сфинкса обнаружили в 20 - 30-х годах XX века. Ученые пришли к выводу, что этот древнейший в Египте храм был построен вовсе не для того, чтобы "охранять" некрополь Гизы. Он символизировал бога Солнца! То есть отображал переход от поклонения главному египетскому богу Гору и культу Верховного бога Солнца. А этот переход имел место как раз во времена правления Хафры.
Но против распространенного взгляда, что Сфинкс был создан по велению и подобию Хафры, выступил в начале 80-х годов историк А. Снисаренко. Его доводы сводились к следующему:
Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.
Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет. В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?
В III веке до нашей эры составили список "семи чудес света". В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс - никогда. И, наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во время правления Хафры обработка скал еще не была известна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращения громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным.
Учитывая вышесказанное, А. Снисаренко отнес создание Большого Сфинкса ко времени XVIII династии. Казалось бы, ответы на поставленные вопросы найдены: старые папирусы не сообщали о Сфинксе потому, что он появился только в XV веке до нашей эры, то есть после правления фараона Хафры; Большой Сфинкс - это "проба пера" зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов; и, наконец, огромное изваяние часто засыпали пески, поэтому его не заметил ни один путешественник до Плиния.
Значит, можно считать, что все точки над "i" поставлены? Увы, это далеко не так... "Смуту" внес американский египтолог М. Ленер, который в 1979 году занялся тем, чего никто никогда не делал. Он провел исследования Сфинкса с точки зрения геологии, археологии и архитектуры. В результате многолетних исследований получены неожиданные результаты.
Оказалось, например, что египетские строители еще во времена Хафры имели удивительные познания в области ... геологии. Они превосходно использовали для своих целей особенности напластований твердого известняка и глиноподобного мягкого мергеля, чередование пластов которых, очень хорошо заметно на статуе Сфинкса, напоминающей по своей структуре сандвич.
Решив установить внешний вид Сфинкса, М. Ленер построил математическую модель этого объекта. Для этого он ввел в память компьютера сведения о конфигурации скульптуры, архивные данные о результатах раскопок, описания дошедших до нас статуй Хафры и т. д. Одним словом, статуя была "изваяна" заново в памяти компьютера. Полученная модель обнаружила портретное сходство Сфинкса с чертами лица скульптуры, изображающей сидящего Хафру. Более того, она позволила воссоздать отсутствовавшую бороду Сфинкса, утраченный нос и голову лежащей на лбу Сфинкса кобры. В связи с этим М. Ленер заявил, что его компьютерная модель доказала подлинность старинного поверья: "Лицо Хафры идеально "садится" на голову Сфинкса!..."
Итак, можно считать, что некоторые тайны Большого Сфинкса уже разгаданы. Но все ли? Помните: "когда Сфинкс расхохочется, мир прекратит свое существование"? Пока он продолжает лишь улыбаться...
Его взгляд, устремленный в вечность, и полуулыбка десятки столетий мучают человечество своей загадкой. Существуют предания (и не только в Египте), что разрешение его тайны связанно с концом света: "Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит свое существование".
Знаменитый американский ясновидящий Э. Кейс утверждал, что часть жителей легендарной Атлантиды поселилась в Египте, где и хранится история исчезнувшей в водах Атлантики страны. Атланты привезли с собой копии всех государственных документов и спрятали их в специальном "Зале Летописи", который когда-нибудь люди найдут и обнаружат в нем музыкальные инструменты, хоругви, украшения храмов, таблицы, печати, лекарства, льняные ткани и золото. Тогда, возможно будут получены ответы на многие тайны Древнего Египта и мы лучше поймем смысл загадочной фигуры человекольва...
Голова этой самой знаменитой скульптуры древности возвышается на 23,5 метра от скального основания, а длина тела достигает 57 метров. Сфинкс покоится в песках, спрятав между лапами храм Солнца.
Доподлинный вид Сфинкса знали лишь современники, поскольку примерно в течение 1200 лет после сооружения эта гигантская скульптура оставалась захороненной под мощным слоем песка. Только фараон XVIII династии Тутмос IV приказал расчистить, отреставрировать и даже покрасить Сфинкса, превратив его в символ власти и силы Египетского царства.
Прошедшие с тех пор годы не пощадили это величайшее творение человеческих рук. Бесстрастно возвышается оно над выжженным солнцем плато Гиза на окраине нынешнего Каира. Человеколев потерял к настоящему времени свою бороду и нос, левый глаз его стал сильно косить, и вообще левая половина лица наиболее сильно пострадала от непогоды и песчаных бурь.
В усиливающиеся разрушительные процессы существенный вклад внесли подъем грунтовых вод и загрязнение воздуха. Подлинный "сигнал бедствия" в этом отношении прозвучал еще в начале 80-х годов XX века, когда у гигантского изваяния отвалился кусок лапы. Затем от правого плеча Сфинкса отпали два куска камня общим весом 300 килограммов, а шея стала на столько слабой, что огромная голова статуи может тоже вот-вот отвалится. А это уже трагедия далеко не только для Египта...
С давних пор считается, что черты лица Сфинкса носят сходство с самим фараоном Хафрой, который правил, по приблизительным подсчетам, в 2700-2600 годах до нашей эры. Но здесь возникает ряд вопросов: зачем Хафре понадобился Сфинкс с его храмом; действительно ли человеколев был создан при этом фараоне; и, наконец, кому или чему он был посвящен?..
Известно, что во времена фараонов было традиционным еще при жизни возводить пирамиду для будущего своего захоронения, примыкающий к ней погребальный храм, а также "храм долины" где-нибудь пониже - для совершения различных очистительных ритуалов. Но Хафра, если считать, что Сфинкс с храмом возведены по его указанию, добавил к этим обязательным постройкам еще и эти два элемента, которые были совершенно новые и никогда никем больше не повторялись. Какой же смысл имело это добавление? И действительно ли сооружение было возведено при Хафре?
Храм между лапами Сфинкса обнаружили в 20 - 30-х годах XX века. Ученые пришли к выводу, что этот древнейший в Египте храм был построен вовсе не для того, чтобы "охранять" некрополь Гизы. Он символизировал бога Солнца! То есть отображал переход от поклонения главному египетскому богу Гору и культу Верховного бога Солнца. А этот переход имел место как раз во времена правления Хафры.
Но против распространенного взгляда, что Сфинкс был создан по велению и подобию Хафры, выступил в начале 80-х годов историк А. Снисаренко. Его доводы сводились к следующему:
Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.
Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет. В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?
В III веке до нашей эры составили список "семи чудес света". В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс - никогда. И, наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во время правления Хафры обработка скал еще не была известна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращения громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным.
Учитывая вышесказанное, А. Снисаренко отнес создание Большого Сфинкса ко времени XVIII династии. Казалось бы, ответы на поставленные вопросы найдены: старые папирусы не сообщали о Сфинксе потому, что он появился только в XV веке до нашей эры, то есть после правления фараона Хафры; Большой Сфинкс - это "проба пера" зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов; и, наконец, огромное изваяние часто засыпали пески, поэтому его не заметил ни один путешественник до Плиния.
Значит, можно считать, что все точки над "i" поставлены? Увы, это далеко не так... "Смуту" внес американский египтолог М. Ленер, который в 1979 году занялся тем, чего никто никогда не делал. Он провел исследования Сфинкса с точки зрения геологии, археологии и архитектуры. В результате многолетних исследований получены неожиданные результаты.
Оказалось, например, что египетские строители еще во времена Хафры имели удивительные познания в области ... геологии. Они превосходно использовали для своих целей особенности напластований твердого известняка и глиноподобного мягкого мергеля, чередование пластов которых, очень хорошо заметно на статуе Сфинкса, напоминающей по своей структуре сандвич.
Решив установить внешний вид Сфинкса, М. Ленер построил математическую модель этого объекта. Для этого он ввел в память компьютера сведения о конфигурации скульптуры, архивные данные о результатах раскопок, описания дошедших до нас статуй Хафры и т. д. Одним словом, статуя была "изваяна" заново в памяти компьютера. Полученная модель обнаружила портретное сходство Сфинкса с чертами лица скульптуры, изображающей сидящего Хафру. Более того, она позволила воссоздать отсутствовавшую бороду Сфинкса, утраченный нос и голову лежащей на лбу Сфинкса кобры. В связи с этим М. Ленер заявил, что его компьютерная модель доказала подлинность старинного поверья: "Лицо Хафры идеально "садится" на голову Сфинкса!..."
Итак, можно считать, что некоторые тайны Большого Сфинкса уже разгаданы. Но все ли? Помните: "когда Сфинкс расхохочется, мир прекратит свое существование"? Пока он продолжает лишь улыбаться...
Комментариев нет:
Отправить комментарий