Часть египетской интеллигенции и политических деятелей, сознавая экономическую и военную отсталость Египта, надеются, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению экономического развития и культурному возрождению страны. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского литератора Тахи Хусейна (18 89–1973) Будущее культуры в Египте , где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.
В конце 19 в. лидер исламского модернизма в Египте шейх Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. На Абдо оказали влияние идеи позитивизма и социального дарвинизма, а также дружеские отношения с чиновниками из британской администрации Египта. Он ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, шейх пытался реформировать мусульманское судопроизводство. Кроме того, Абдо стремился к изменению программы обучения в исламском университете Каира аль-Азхаре.
Наиболее известный ученик Мухаммеда Абдо Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к « очищенному » от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех преемников-халифов. Рида возглавил движение салафийя, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама; это движение в 1920–1930-х годах распространилось далеко за границы Египта. Рида начинал свою просветительскую деятельность с распространения идей Мухаммеда Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте уходит своими интеллектуальными и духовными корнями в деятельность и подходы, развитые в 1930-х годах участниками движения салафийя.
Образование в Египте
Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе является обязательным для возрастной категории детей от 6 до 12 лет. Высшее образование на уровне университета остается свободным. С 1970 по 1991 число учеников начальных школ увеличилось с 72% до 100% от общей численности детей, в 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины из выпускников начальной школы продолжают учебу на следующей стадии школьного образования. Еще меньшее число молодых людей переходят в среднюю школу и затем поступают в университет. В 1994 в 13 государственных университетах, Американском университете и Академии естественных наук и технологии обучалось 612 844 студента. Аль-Азхар, основанный в 969, – один из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. Американский университет в Каире был основан пресвитерианскими миссионерами.
В 1996 в Египте открылись двери четырех частных университетов.
Литература и искусство
Египет является важным центром возрождения традиций арабской литературы. Начало этого процесса относится к концу 19 в., когда иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, дарвинизм, социализм, литературная критика, новые открытия в науке – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы. Наиболее острые проблемы развития египетского общества рассматривались видными представителями местной интеллигенции прежде всего не в книгах, а на страницах газет и журналов.
Пресса
Самой знаменитой газетой Египта, основанной в последних десятилетиях прошлого века, является «Аль-Ахрам» («Пирамиды»), впервые вышедшая в свет в Александрии в 1875. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой известностью и популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и его преемнике Садате осуществлялась цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Несмотря на некоторые сохранявшиеся ограничения, египетская пресса пользовалась большей степенью свободы, чем это было принято в большинстве арабских государств. Ежедневный тираж каждой из трех ведущих общенациональных газет Египта – «Аль-Гумхурия» («Республика»), «Аль-Ахбар» («Новости») и уже упоминавшейся «Аль-Ахрам» составляет ок. 250 тыс. экземпляров. Находящиеся в оппозиции политические партии издают еженедельники, тираж наиболее популярных изданий этой группы превышает 100 тыс. экземпляров. К наиболее популярным и влиятельным журналам относятся политический еженедельник «Роз эль-Юсеф», основанный в 1925 и названный по имени известной актрисы Фатимы эль-Юсеф, «Аль-Ахрам аль-Иктисади» («Аль-Ахрам»), экономический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»).
В 1990-е годы, после опубликования на страницах газет и журналов материалов о коррупции в высших эшелонах власти и последовавшей за этим жесткой реакции правительства, отношения между прессой и властями резко ухудшились. Обвинив оппозиционную прессу в подтасовках и клевете, в 1996 правительство приняло закон, который ограничивал свободу журналистов в публикации материалов о коррупции среди высшего чиновничества.
Художественная литература
Первые современные арабские рассказы и новеллы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам новелла в египетской литературе уже стала популярным и совершенным литературным жанром. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и новеллы, как Нагиб Махфуз (р. 1912), Абдуррахман аш-Шаркави (1920–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). Находясь под влиянием популярной в 1940–1950-е годы марксистской идеологии, они создали произведения в жанре социалистического реализма. В самом известном литературном произведении Махфуза – трилогии Бейн аль-Касрейн (название улицы в старом квартале Каира) описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованном в 1954 романе Земля аш-Шаркави выступает против эксплуатации египетского крестьянина. В вышедшем в 1960-м романе Мухаммед – вестник свободы он исследует исламские корни социализма. Признанным в Египте мастером жанра короткого романа является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях рассматриваются вопросы социальных и сексуальных табу в исламском обществе. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются в стране огромной популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого был запрещен при Абдель Насере за критику режима, и Яхья ат-Тахир Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм в деревенской жизни Верхнего Египта. С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Махмуд Теймур (1894–1973). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур создали ряд сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка. Хотя Тевфик аль-Хаким больше известен как драматург, свои мысли он выражал также в жанрах романа, поэзии и эссеистики. Его произведение о событиях революции 1919 Возвращение духа , опубликованное в 1933, было одной из любимых книг Абдель Насера. Аль-Хаким является старейшиной египетской литературы. Оживленные споры вызвало опубликованное им в 1974 политическое эссе Возвращение понимания, которое представляло собой одно из первых печатных произведений, в котором содержалась критика ошибок и недостатков правления Абдель Насера и в литературной форме отражалась сущность новой экономической и политической эры, начавшейся в Египте с приходом к власти Анвара Садата.
В 1980–1990-е годы появилась плеяда новых литературных талантов. Многие из молодых авторов продолжали развивать традиции реализма, отдавая при этом дань литературному экспериментаторству. В своем творчестве они нередко прибегали к использованию современного разговорного языка. Среди современных египетских поэтов и прозаиков много женщин.
Музеи и библиотеки Египта
Основанный в 1857 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. Музей исламского искусства в Каире был основан в 1880. Представленные здесь экспонаты – лишь незначительная часть хранящихся в нем произведений исламского искусства. В расположенном в районе Старого Каира Коптском музее собрано самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Греко-римского музея. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб) была создана как Библиотека египетских хедивов в 1869. Национальная библиотека располагает более 1,5 млн. книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов и грампластинок. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25 – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. Мечеть университета Аль-Азхар располагает обширной библиотекой по исламистике, насчитывающей 22 тыс. рукописей по психологии и мусульманскому праву.
Научные учреждения Египта
В стране имеются около 30 национальных и иностранных научных обществ и около 20 египетских исследовательских институтов, занятых всесторонним изучением различных аспектов жизни древнего и современного Египта. Египетское научное общество политической экономики, статистики и юриспруденции, Географическое общество Египта, Французский институт археологии Востока и Американский исследовательский центр в Египте – известные во всем мире научные центры. Важную роль в научной жизни страны играют также Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам, Каирский институт по изучению проблем прав человека, Центр имени Ибн Хальдуна по изучению проблем экономического развития, Центр исследований и обучения Аль-Мишкат, Центр по изучению документации, экономики и права, Центр по изучению развивающихся стран при Каирском университете.
Радио, телевидение и кинематограф
Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала мощным проводником идей Абдель Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение в Египте принадлежат государству. В кинематографии имеются и государственный, и частный сектора. В 1993 в стране вели передачи 45 радиостанций и 41 телевизионный канал. Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал рассказ аль-Шаркави Земля , в фильме Станция Каир показал жизнь городских бедняков и в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Хотя его последние фильмы, такие, как Птицы и Прощай, Бонапарт , менее прямолинейны, в них ощущается элемент политической ангажированности автора. Среди других известных и плодовитых кинорежиссеров заслуживает упоминания Хенри Баракат (ум. 1997), Мухаммед Хан, Салах Абу Сейф и Атеф Эль-Тайиб (ум. 1997).