пятница, 27 января 2012 г.

Пирамиды Древнего Египта

Нескончаемая череда эпох человеческой цивилизации хранит в себе огромное количество тайн и загадок. Каждая из них требует пристального внимания и изучения. Изучение же затруднено теми огромными временными интервалами, которые отделяют современного человека от дел давно минувших. Глядящие на живых людей из вечности величайшие архитектурные и художественные творения вовсе не собираются рассказывать о том, как, кем, а главное зачем они были созданы.
Пирамиды Древнего Египта
Одним их самых загадочных шедевров ушедших в небытие времён являются, без всякого сомнения, пирамиды Древнего Египта. Эти грандиознейшие творения человеческих рук восхищают и завораживают, поражают размерами и в то же время вызывают чувство глубоко недоумения: для чего нужно было тратить столько сил, энергии, времени на абсолютно бесполезные конструкции.
Скорее всего те, кто жил 45 веков назад хотели подчеркнуть величие своей эпохи, значимость своих правителей, незыблемость их власти и приближённость к богам. А может эти сооружения содержат в себе какой-то иной смысл, неподвластный пониманию современного человека. Всё это тайна за семью печатями, надёжно укрытая тысячелетиями.
Факты указывают на то, что первая пирамида была построена в Древнем Египте при основателе III династии фараоне Джосере. Правил он ориентировочно в 2780-2760 годах до н. э. и кардинальным образом изменил архитектурный стиль гробниц, практиковавшийся до него.
С конца IV тысячелетия до н. э. владык хоронили в мастабах – усечённых пирамидах. Это были небольшие сооружения из камней, скреплённых между собой глиняным раствором. В те далёкие времена они может и производили впечатление на людей, но в век нынешний представляют из себя бесформенные каменные груды, мало чем напоминающие архитектурные творения.
Усыпальница же Джосера (находится в Саккаре – 20 км к югу от Каира) не имела ничего общего с мастабой. Вернее, это было шесть мастаб, поставленных друг на друга. Самая нижняя являлась и самой широкой. Последующая мастаба была меньшего размера, на ней находилась ещё более маленькая, выше ещё меньше. Таким образом получилась ступенчатая пирамида высотой 62 метра и размерами по периметру 125 на 115 метров.
Пирамида Джосера
Пирамида Джосера
Для тех времён сооружение, конечно, величественное. Разработал его, спроектировал, а потом и внедрил в жизнь визирь фараона Имхотеп. Видимо это была очень незаурядная личность, раз её имя пережило почти пять тысяч лет. Имхотепа по праву считают основоположником нового архитектурного стиля, продержавшегося в Древнем Египте почти 200 лет.
Форма пирамид претерпела значительные конструктивные изменения во времена основателя IV династии фараона Снофру (правил 2613-2589 до н. э.). С его именем связывают две пирамиды, но это уже не ступенчатые, а фундаментальные сооружения с гладкими наклонными стенами. Одну пирамиду называют ломаной – её высота 104 метра, другая пирамида имеет название розовой. Она выше, её высота 109 метров.
Расположены пирамиды в Дахшуре – пустынной местности в 26 километрах к югу от Каира. Они не одиноки в своём величии. Рядом с ними находится ещё 20 пирамид фараонов XII и XIII династии. В этом некрополе пирамиды Снофру самые старые, но не смотря на то, что другие рукотворные гробницы построены на много столетий позже, эти две пирамиды сохранились гораздо лучше. Они не утратили своих геометрических форм, не рассыпались под тяжестью столетий, но продолжают царственно возвышаться над бренной землёй, бесстрастно взирая на окружающий мир.
Такая поразительная живучесть объясняется совсем иными строительными технологиями, абсолютно непохожими на те, посредством которых построены остальные сооружения некрополя.
Розовая и ломаная пирамиды собраны из гранитных глыб, идеально обработанных и подогнанных друг к другу. Эти глыбы не скреплены раствором, но конструкции стоят, как монолит. Огромная тяжесть надёжно связывает все узлы этих идеальных архитектурных сооружений, доказательством же прочности служат 46 веков, прошедших с времени их постройки.
Остальные пирамиды собраны из обычных необработанных камней, точнее сказать булыжников. Их связывали раствором и, укладывая друг на друга, создавали сооружения, по прочности значительно уступавшие пирамидам Снофру. Всё это довольно странно, так как за 700 лет можно было не только не растерять технологии, практиковавшиеся в период IV династии, но и значительно их улучшить. Факт же остаётся фактом: при строительстве ломаной и розовой пирамид применялись более совершенные строительные методы, нежели в более поздние века.
Ломаная пирамида
Ломаная пирамида
Ломаная пирамида вообще выпадает из привычного ряда подобных строительных конструкций. Об этом уже говорит её название. Дело в том, что угол наклона стен этого сооружения от основания до середины высоты составляет 54° 31′. Далее же угол меняется и равен 43° 21′. В чём причина такого архитектурного изыска – неизвестно, хотя предположений и теорий великое множество.
В основном превалирует мнение, что в связи со смертью фараона строительные работы решили ускорить и поэтому сделали наклон верхних частей стен более крутым. Иные же исследователи считают, что это была просто «проба пера». До этого времени ничего подобного в Древнем Египте не строили, вот и решили создать что-то оригинальное и непохожее, но видимо подобная форма не встретила поддержки у окружающих и не прижилась.
Розовая пирамида
Розовая пирамида
Розовая пирамида получила своё название за счёт своеобразного цвета каменных блоков, из которых она выложена. Блоки имеют бледно-розовый цвет и в заходящих лучах солнца наливаются соответствующим оттенком. Это и послужило причиной назвать её розовой пирамидой. Хотя в далёкие времена она была совсем не розовой а белой. Такой цвет имела облицовка, выполненная из белого известняка. С веками покрытие облупилось и обнажился розовый известняк, из которого, собственно, пирамида и собрана.
Пирамиды Снофру огромны, но они не идут ни в какое сравнение с подобными сооружениями, расположенными на плато Гизе (северо-запад от Каира). Здесь находятся три пирамиды, две из них поражают своими размерами. Самая крупная – пирамида сына Снофру фараона Хеопса (правил 2589-2566 до н. э.). Её изначальная высота составляла 146,6 метров, а сложена она из 2,3 млн. известняковых блоков.
Пирамиды в Гизе с птичьего полёта
Великие пирамиды в Гизе с высоты птичьего полёта
Сверху пирамиду покрывал белый известняк, вершину украшал пирамидион: камень из полированного гранита. Покрыт он был позолотой и величественно сиял в лучах солнца. В основании камня был квадратный выступ, в вершине пирамиды выемка под него. Пирамидион таким образом надёжно крепился на огромной высоте, прекрасно дополняя грандиозную картину величайшего сооружения планеты.
С восточной стороны к пирамиде примыкал храм и три пирамиды для цариц. В наши дни от храма остался один фундамент, маленькие же пирамиды сохранились. Разрушен также храм, располагавшийся в долине. С пирамидой Хеопса его соединяла дорога. Зато в прекрасном состоянии осталась «солнечная ладья» властителя, сделанная из кедра. После смерти фараона её разобрали и положили в хранилище у подножия пирамиды, видимо посчитав, что в загробной жизни она будет необходима грозному повелителю.
Столь огромное сооружение во все времена вызвало у людей один вопрос – как удалось такой шедевр сотворить. Каждый блок пирамиды весит не менее двух тонн, всего же их, как уже говорилось, больше двух миллионов. Все они идеально подогнаны друг к другу и подняты на различную высоту. К тому же внутри пирамиды расположены три камеры. Самая верхняя, погребальная «камера царя», выложена гранитными блоками весом в 60 тонн каждый.
Находится эта камера на высоте в 43 метра от основания монументального сооружения. Поднять такие блоки на десятки метров – задача поистине сложнейшая. Однако египтяне как-то с этим справились и даже идеально подогнали друг к другу гранитные плиты. Между ними нет щелей, что говорит о высочайшей технике производства.
Архитектор пирамиды Хеопса Хемиун
Хемиун
Архитектором пирамиды называют визиря фараона Хеопса Хемиуна. Именно Хемиун проектировал это сооружение и руководил его строительством. Он умер незадолго до окончания работ, которые, как утверждают древние источники, продолжались 20 долгих лет. Два десятилетия титанического труда выдали «на гора» величайший архитектурный шедевр, потрясающий человеческое воображение уже на протяжении 45 веков.
Так как же смог Хемиун такое великолепие построить? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть различные версии и предположения. Одна из версий утверждает, что блоки вовсе и не поднимали на огромную высоту. Рабочие толкли известняк, превращали его в порошок, удаляли влагу, и таким образом он становился обыкновенным цементом. Последний засыпали в специальные опалубки, расположенные прямо на строящейся пирамиде, разбавляли водой, добавляли для связки камень, щебень и получали монолитные глыбы.
Имеет ли данная теория под собой практическую основу? Известняк представляет из себя каменистую породу средней твёрдости. Он режется, шлифуется с учётом современных технологий. Но вот как шесть с лишним миллионов тон породы (вес пирамиды Хеопса 6,3 млн. тонн) превратить в порошок – это задача довольно трудоёмкая, скорее даже невыполнимая. Вряд ли Хемиун отважился бы на такое действо. К тому же где бы он взял столько дерева, чтобы одновременно сделать несколько сотен опалубок.
Дерево в Древнем Египте ценилось на вес золота. Его везли из дальних земель, и стоило оно очень дорого. С учётом всех затрат проще было бы отлить золотые бруски и слепить из них усыпальницу для фараона. Правда тогда бы она не простояла 45 веков, но зато обошлась бы дешевле.
Гораздо более реально выглядит другая точка зрения, предусматривающая установку наружного пандуса в начале строительства. Под пандусом в данном случае подразумевается насыпь, по которой волоком подтаскивают плиты к том месту, где они должны лежать. Пирамида растёт, увеличивается и высота пандуса. Кроме высоты увеличивается также и его длина: ведь чем более пологой будет насыпь, тем легче затаскивать по ней блоки.
Но вот на какой-то определённой высоте наступает момент, когда удлинять пандус становится проблематично. Чтобы выдержать минимальный угол, необходимо нарастить насыпь на километр и более. Такое сооружение по своему объёму уже начинает превосходить строящуюся пирамиду. А ведь её высота 146,6 метров. Это какую же нужно насыпь, да ещё с углом уклона максимум в 10°.
Хемиун нашёл выход из казалось бы безнадёжной ситуации. Камера-усыпальница для царя находится на высоте в 43 метра. Именно до этой точки и делали наружный пандус, чтобы затащить по нему 60 тонные плиты. Если бы размеры насыпи позволяли, то камеру сделали бы гораздо выше, но данная высота являлась критической.
На это место, по наружному пандусу, 600 человек вполне могли затащить огромный и тяжеленный блок. Передвигали же эти каменные глыбы на салазках. Брёвна вряд ли использовали, так как колесо в то время ещё ни знали, поэтому соответствующие аналогии в головы строителей скорее всего прийти не могли.
Выше, согласно проекта, шли уже каменные блоки весом по 2-3 тонны. Для того, чтобы уложить их, сделали внутренний пандус. Он представлял из себя узкую полость спиральной формы, полого поднимающуюся вверх. Располагалась она, да и сейчас располагается, совсем близко от краёв пирамиды, выше «камеры царя». Если знать где долбить стены, то внутренний пандус легко обнаружить.
Над самой камерой установили пять разгрузочных полостей, между которыми положили каменные плиты. Над ними поставили двускатное перекрытие. Сделали это для равномерного распределения веса вышележащих слоёв огромной конструкции.
Вес этих слоёв полтора миллиона тонн. Если бы не было разгрузочных полостей, то огромная масса камней раздавила бы отделанную чёрным гранитом «камеру царя», как скорлупу ореха.
Сам же процесс установки верхних блоков заключался в следующем: внешний пандус разобрали до высоты 15 с небольшим метров. То есть до места, где находится главный вход в пирамиду (после окончания работ он был заделан гранитной пробкой). Сюда и подтаскивали каменные блоки, из которых выложена вся верхняя часть пирамиды высотой более 100 метров.
Блоки тащили по поднимающемуся вверх коридору, который упирается в «камеру царя». В настоящее время данный тоннель делится на восходящий коридор и Большую галерею. Большая галерея представляет из себя высокий и узкий проход длинной 48 метров и высотой 8 метров. Прямо посередине галереи тянется во всю её длину квадратное углубление. Его ширина 1 метр, глубина 60 сантиметров. На боковых выступах находится 27 пар углублений. Заканчивается проход горизонтальным выступом с гладкой поверхностью шириной и длиной 2 и 1 метр соответственно.
Здесь 45 веков назад были установлены деревянные направляющие, по которым передвигали салазки, с лежащим на них каменным блоком. Держались направляющие на деревянных брусках, вбитых в углубления боковых выступов. Очередной блок подтаскивали к горизонтальному выступу, а с него передвигали на внутренний пандус, вход в который находится рядом с «камерой царя». До него пока ещё не добрались исследователи, но нет сомнения, что в недалёком будущем он будет обнаружен.
Далее двухтонную глыбу тянули по пандусу до строительной площадки. Здесь строители укладывали её в один из рядов и принимались за следующую. Выкладывали вначале наружные ряды блоков, а затем уже внутренние, чтобы сохранить правильные геометрические формы огромной конструкции. Дело это было очень сложное и точное: ведь правильно выставить наклонную поверхность во много раз сложнее, нежели вертикальную. Однако древним инженерам это удалось блестяще.
Пирамида Хеопса и самые высокие сооружения мира
Пирамида Хеопса и самые
высокие сооружения мира
После возведения величественной конструкции, её покрыли белыми известняковыми плитами. Сейчас от облицовки на пирамиде Хеопса не осталось ничего. Всю её давно растащили жители Каира на строительство своих домов. Жалкие остатки белого известняка можно наблюдать только на соседней пирамиде – пирамиде Хефрена.
Высота этого сооружения 143,5 метра. По преданиям, её венчал гранитный пирамидион, украшенный чистым золотом. Когда он исчез с вершины, где сейчас находится – неизвестно. Технология же постройки этого сооружения полностью соответствует той, посредством которой была возведена самая большая пирамида – пирамида Хеопса.
Создал Хефрен своё творение почти через 40 лет после отца фараона Хеопса. Годы его правления приходятся на 2558-2532 до н. э. С 2556 по 2558 годы до н. э. в Египте царствовал другой фараон – Джедефра. Он являлся старшим братом Хефрена, но свою пирамиду построил в Абу Роаше – 10 км. на север от Гизы.
Её высота после постройки составляла всего 68 метров, но зато облицована пирамида была не белым известняком, а красным гранитом. Везли его с самого юга страны, так как ближе найти не смогли.
Третья пирамида в Гизе, стоящая радом с двумя великанами – это пирамида Микерина. В отличии от своих коллег, её высота составляет только 66 метров. По объёму она в 10 раз меньше пирамиды Хеопса. Этот фараон, взявший в руки власть после Хефрена, не отличался видимо непомерными амбициями и проявил несвойственную для таких людей скромность.
Думается, скорее всего дело не в скромности и тщеславии властителя, а в экономике Древнего Египта. Семьдесят лет непрерывного строительства гигантских сооружений, не приносящих абсолютно никакой прибыли, а наоборот, выкачивающих все средства из казны, так подорвали благосостояние государства, что у него уже просто не было возможностей возводить и дальше что-то грандиозное и непомерно огромное.
Так что можно, только, искренне посочувствовать Микерину. Его творение смотрится очень блекло на общем фундаментальном и величественном фоне и не производит должного впечатления на истинных ценителей древности, съезжающихся со всего света посмотреть на пирамиды Древнего Египта.
Собственно с Микерином и прекратилось строительство Великих пирамид. Больше ничего, захватывающего дух и вводящего в состояние восторга, создано фараонами не было. Первый фараон V династии Усеркаф (правил 2465-2458 до н. э.) построил пирамиду высотой 44,5 метров. Находится она в Саккаре и представляет в наши дни груду плохо обработанных камней, мало напоминающих архитектурное сооружение.
По каким-то непонятным причинам блестящие технологии, применяемые при установке пирамид фараонов IV династии, сошли на нет. Они уже никогда не возродились. Пирамиды, на протяжении всех последующих столетий, так и строились из небрежно обработанных камней или необожжённых глиняных кирпичей и даже отдалённо не были похожи на фундаментальные сооружения XXVI века до н. э.
Продолжалось такое строительство вплоть до XIII династии. Это XVIII, начало XVII века до н. э. Именно в XVII веке до н. э. закончилась эпоха возведения грандиозных сооружений, и пирамиды Древнего Египта стали историей. В дальнейшем властители этой державы уже никогда не практиковали ничего подобного.
Таким образом, в Древнем Египте было построено порядка ста пирамид. Располагаются они все на левом берегу Нила от Абу Роаша до Мейдума (70 км. к югу от Каира) на известняковом плато. Создавали их в разные века разные люди, но никаких архитектурных различий в облике данных сооружений нет, разве только они отличаются по объёму и высоте.
Особняком стоят пирамиды фараонов IV династии. При их строительстве использовались совсем иные технологии, а качество работ резко выделяется на общем фоне довольно примитивных и топорно сделанных сооружений. Некоторые исследователи объясняют это тем, что при возведении данных конструкций труд рабов не использовался. Строили величественные сооружения наёмные бригады рабочих – отсюда и соответствующее качество. Впоследствии же на таких работах использовали подневольный труд, что незамедлительно отразилось на столь оригинальных усыпальницах для фараонов.
Каменные блоки одной из великих пирамид
Идеально обработанные и подогнанные каменные блоки
одной из Великих пирамид
Такой довод кого-то может и убедит, но в глаза бросаются определённые вещи, объяснить которые с данной позиции невозможно. В частности – идеальная обработка каменных блоков, из которых собраны пирамиды. Их поверхности выглядят зеркально-гладкими. Такое можно сотворить, только, используя специальное оборудование для обработки камня. В наши дни соответствующие станки и инструменты есть, но откуда они могли взяться 45 веков назад, в эпоху Бронзового века.
Другая частность – следы эрозии в нижних слоях пирамид, что свидетельствует об их долгом пребывании в воде. Находят даже ракушки – это лишний раз подчёркивает, что время создание столь величественных сооружений можно смело отнести к более древним эпохам, когда климат был не столь засушливым, а известняковое плато очень часто затопляло водой.
Ну и наконец с чего это все решили, что Великие пирамиды построили именно Снофру, Хеопс и их преемники. Где это написано? Данная точка зрения существует с лёгкой руки древнегреческого историка Геродота (484-425 до н. э.). Сей почтенный муж посещал Египет в 445 году до н. э., общался с местными представителями знати, жрецами и даже описал строительство пирамиды Хеопса. Но насколько всё это соответствует истине? Данного мэтра не раз ловили на серьёзных искажениях исторических фактов, но когда имеют в виду пирамиды Древнего Египта, то верят ему безоговорочно.
И ещё одна частность – в той же пирамиде Хеопса нет никаких изображений и надписей, указывающих на её создателя. А ведь подобная атрибутика являлась неотъемлемой частью погребального искусства данного государства. Да и сам гранитный саркофаг в «камере царя», по всей видимости, никогда не служил местом хранения его мумифицированного тела. По крайней мере нет никаких свидетельств и следов того, что оно когда-то там находилось.
Нельзя также обойти вниманием и такое творение архитектуры как скульптура Большого сфинкса. Она высечена из монолитной известняковой скалы и хоть и не имеет ничего общего ни с одной из пирамид Древнего Египта, но является неотъемлемой частью рукотворного комплекса в Гизе.
Размеры сфинкса поистине огромны: длина 73 метра, высота 20 метров. За тысячелетия скульптуру занесло песком по самую шею. Периодически её пытались расчищать, правда ограничивались только передней частью. Полностью очистили и узнали истинные объёмы лишь в 1925 году.
Большой сфинкс
Лицо Большого сфинкса имеет ярко выраженные негроидные черты
Существует предположение, что Большой сфинкс был сооружён во времена фараона Джедефра. Создал он его в память о своём отце, но вот лицо почему-то имеет ярко выраженные негроидные черты. Некоторые исследователи, указывая на непропорционально маленькую голову, утверждают, что поначалу это была морда льва, но затем кто-то из поздних властителей государства приказал срубить лишнее и увековечил своё лицо.
Интересно то, что на скульптуре имеются явно различимые горизонтальные полосы. Это эрозия, свидетельствующая о том, что когда-то сфинкс находился по шею в воде. Когда? Во времена великого потопа, имевшего место 11 тысяч лет до н. э. согласно шумерской мифологии, или во время наводнений – они были частым явлением в V тысячелетии до н. э. Тогда получается, что его создали задолго до египетских пирамид или одновременно с ними, но во времена, значительно более ранние, нежели 45 веков тому назад. Кто создал, когда и зачем?
Статуэтка, изображающая Хеопса на троне
Хеопс
Вопросов много, конкретных же ответов нет. Даже вышеописанная теория строительства пирамиды Хеопса не имеет под собой ни одного практического доказательства. Всё это только догадки и предположения.
На основании всего сказанного напрашивается вывод: Великие пирамиды создавала какая-то иная цивилизация, существовавшая в этих местах за тысячелетия до Древнего Египта. И возводились они для целей, которые человеческий разум осознать не может.
Может это была мощная энергетическая станция, может посредством пирамид осуществлялась связь с космосом. Также не исключено, что это мог быть лечебный центр: свойства пирамид указывают на то, что они благотворно влияют на живой организм и убивают болезнетворные бактерии.
А как же тогда быть с Хеопсом? К сожалению от могущественного властителя не осталось никаких следов, кроме пирамиды с его именем. Единственное – маленькая статуэтка из слоновой кости, изображающая этого человека. Её нашли в Гизе в 1903 году.
Люди ищут, гадают, предполагают, сомневаются. Пирамиды Древнего Египта лишены метаний и колебаний. За 45 веков они повидали всякое, их невозможно чем-то удивить или взволновать. Великие рукотворные творения бесстрастно взирают на суетный мир, и даже само Время уважительно склоняет голову перед ними, признавая их равными Вечности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий